Родился в 1986г. во Владимире.

С 1993 по 2000г.г. обучался во владимирской музыкальной школе №2 по специальностям «флейта» (педагог Иванова Н.Ю.) и «академический вокал» (педагог - заслуженный работник культуры РФ Савостьянова Т.В., консультант - профессор Синкевич Э.В.).
С 2003 по 2005 г.г. Хорошев В.А. обучался в Академическом музыкальном колледже при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (класс заслуженной артистки РФ Щербининой В.М.).
В 2005 г. поступил в Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского (класс народного артиста РФ, декана вокального факультета, зав. кафедрой сольного пения профессора Скусниченко П.И.), успешно завершил обучение в 2010 г. и поступил в аспирантуру МГК им. П.И. Чайковского (руководитель - народный артист РФ, профессор Скусниченко П.И.).
 
Хорошев В.А. - лауреат первой премии III Международного конкурса «Современное искусство и образование» в номинации «Сольное вокальное исполнительство» (Москва, 2008 год).

В качестве оперного певца Хорошев В.А. дебютировал в 2006 г., исполнив партию Керубино в опере В.А. Моцарта «Свадьба Фигаро» на сцене Большого зала Московской консерватории. В 2009г. исполнил партию Орфея в опере Глюка «Орфей и Эвридика» (Рахманиновский зал Московской консерватории).

В 2010г. состоялись его первые выступления на европейской оперной сцене: Хорошев В.А. исполнил партию Духа в опере Г. Пёрсела «Дидона и Эней» на сцене Лозаннской оперы (Лозанна, Швейцария) и Оперы Виши (Виши, Франция), а также партию Артемиды в опере Х.В. Хенце «Федра», которая была поставлена Немецкой оперой на Рейне в Дуйсбурге (Германия).
В 2012г. Хорошев В.А. снова пел Артемиду в «Федре» Хенце (Дуйсбург, Германия), выступил на XXVIII Международном музыкальном фестивале Канарских островов (Канарские острова, Испания), исполнив теноровую партию в кантате К. Орфа «Кармина Бурана» (постановка театральной труппы «Ла фура дельс Баус»), а также принял участие в концертном исполнении кантаты в Стамбуле (Турция).

В сентябре 2012г. звукозаписывающая компания Decca Classics (Великобритания) выпустила CD–диск с записью оперы Г.Ф. Генделя «Александр» (партию Клеоне исполнил Василий Хорошев).

Василий Александрович Хорошев сотрудничает с агентством «Parnassus Arts Productions» (Австрия), компанией «La Fura dels Baus» (Испания), фондом «Таланты мира» (Россия); является приглашенным солистом оперных театров Германии, Швейцарии, Австрии.

Несмотря на очень широкий вокальный диапазон ( f – c''' ), комфортнее всего себя ощущает в альтовой тесситуре. В репертуар оперного певца (контртенора) входят партии и отдельные арии из опер Бриттена, Пёрсела, Генделя, Глюка, Гуно, Моцарта, Римского-Корсакова и Россини, произведения Баха и Каччини, а также романсы отечественных и зарубежных композиторов. 






Оперные партии Хорошева Василия (контртенор)
2010г.:
Дух в опере Г. Пёрсела «Дидона и Эней»:
- Лозанна (Швейцария), Лозаннская опера, Зал «Метрополь».
- Виши (Франция) Опера Виши.

  Артемида в опере Х.В. Хенце «Федра»:
 - Дуйсбург (Германия). Немецкая опера на Рейне. Дуйсбургский театр.
 
2011г.:
Decca Classics: Запись партии Клеоне (Г.Ф. Гендель «Александр»):
- Афины (Греция), Афинский концертный зал. Зал Димитриса Митропулоса.

2012г.:
Тенор в кантате К. Орфа «Кармина Бурана»:
- Лас-Пальмас (Гран-Канария, Канарские острова, Испания). Аудитория Альфредо Крауса.  
- Санта-Крус (Тенерифe, Канарские острова, Испания). Аудиторио-де-Тенерифе имени Адана Мартина.
- Стамбул (Турция). Конгресс-центр «Лютфи Кырдар».

Артемида в опере Х.В. Хенце «Федра»:
- Дуйсбург (Германия). Немецкая опера на Рейне. Дуйсбургский театр.
 





«Вопросы интерпретации вокальной музыки эпохи барокко». Мастер-класс.

В конце декабря в концертном зале Института искусств состоялось яркое, эмоционально незабываемое событие для всех, кто не равнодушен к искусству пения, к жанру оперы - встреча с одним из интереснейших и талантливых молодых представителей мировой оперной сцены, певцом Василием Хорошевым. Обладатель редкого мужского голоса, контртенора, исполнитель музыки эпохи Барокко, Василий Александрович занят в спектаклях европейских оперных театров на годы вперед. Достаточно посмотреть его расписание на персональном сайте, чтобы удивиться тому, каким образом он нашел время и оказался в стенах нашего института.
Его приезд во Владимир не случаен — Василий Александрович наш земляк. Он выпускник ДШИ №2 им.С.С.Прокофьева, где его преподавателем по вокалу была заслуженный работник культуры Савостьянова Т.В., а педагогом-консультантом профессор ВГГУ Синкевич Э.В.
Это был необыкновенный ребенок — гордость школы, которой он принес многочисленные дипломы лауреата международных конкурсов; гордость города, честь и славу которого он представлял в концертных поездках по городам-побратимам Англии, США. Помню, как в удивлением и восхищением слушала его выступление на диске, записанном на концерте в Америке. Теплый и ровный тембр голоса, чистейшая интонация, эмоциональное попадание в поэтический текст и музыку произведения, стилевая точность — все это поражало в исполнении музыки мальчиком 10-12 лет!
Прошли годы и теперь перед нами аспирант Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, выпускник класса народного артиста РФ, профессора Скусниченко П.И. (который также является научным руководителем в аспирантуре).
Годы учебы отшлифовывали профессиональное мастерство и определили направление творческих интересов артиста, а также открыли возможности и пути развития своих способностей. Именно в эти годы раскрылась уникальная природа голоса В.Хорошева, определилось направление его репертуара.
Подробнее о природе контртенора и его отличии от других мужских голосов, об особенностях репертуара можно прочитать здесь: countertenors.ru/countertenor.htm
Встреча или точнее, мастер-класс, начался с сольного выступления певца. Воспитанник отечественной вокальной школы, обладающий ярко выраженной индивидуальностью - специфическим тембром, диапазоном, вокальной техникой, Василий Хорошев исполнил шедевры эпохи Барокко - арию Толомео из оперы Генделя «Цезарь и Клеопатра», арию Орфея из оперы Глюка «Орфей и Эвридика» и арию Цезаря из оперы Генделя «Цезарь и Клеопатра». Три разных образа, три характера, три истории жизни — в небольших по длительности музыкальных произведениях были показаны архетипы человеческих эмоций, мотивов поведения: властный, жестокий и претенциозный брат Клеопатры Толомео «плел интриги», убивая и «околдовывая» окружающих его, «напористыми» колоратурами, подчеркивающими его упрямый характер; голос страстного и тоскующего Орфея поднимал из души каждого слушателя волну сострадания и отчаяния от осознания безысходности такого явления, как смерть; мудрый, умирающий Цезарь общался в своих видениях с богами и от божественных гармоний и от устремляющейся в высь мелодии Генделя, в душе наступало умиротворение.
В истории вокального искусства эпоха Барокко характеризуется расцветом итальянской исполнительской школы пения bel canto и соответствующего стиля исполнения вокальной музыки. Манера пения bel canto является эталоном для профессионального академического пения. Эстетическому идеалу вокального искусства барокко было присуще стремление к мягкому, воздушному звуку, к естественному природному тембру голоса.
Полетность звука - необходимое качество исполнения вокальной музыки барокко. Добиться спокойного, но в то же время энергичного, насыщенного и наполненного мягким тембром звука, поддержанного хорошей дыхательной опорой — серьезная задача для исполнителя. Звук должен литься и звучать, обладать силой, и полнотой, соответственной звучанию сопровождающего инструмента. От этого зависит красота пения.
Василий Хорошев ярко и свободно продемонстрировал свое мастерство: необыкновенный по красоте голос, артистизм, эмоционально глубокое пение и понимание сути характера персонажа, точное интонационное попадание в «душу» каждого произнесенного (пропетого) слова (арии исполнялись на итальянском языке).
Сольное выступление Василия Александровича продолжилось мастер-классом. Темой работы стали «Вопросы интерпретации вокальной музыки эпохи барокко». Для работы были выбраны две арии из опер Генделя в исполнении магистранток Татьяны Прокушкиной и Юлии Цагареишвили (класс заслуженной артистки РФ Жуковой О.В.).
Василий Александрович отметил, что перед вокалистами, исполняющими музыку барокко, встают задачи, связанные не только с технической, но и художественно-выразительной стороной исполнения старинной музыки. Выступление молодых певиц продолжилось детальной работой над исполненными произведениями. Обсуждались художественные принципы, необходимые для выразительной и стилистически точной интерпретации музыки барокко. Было отмечено, что певцов эпохи барокко прежде всего интересовали творческие вопросы. Главной целью исполнения ставилось донесение смысла произведения слушателям и поиск выразительных приемов музыкального интонирования. Сочинения XVII–XVIII веков предоставляли исполнителям большую творческую свободу - нотная запись композиторов была условной и тем самым давала прекрасную возможность яркого художественного проявления творческого дарования исполнителя. Певцы самостоятельно раскрашивали разнообразными видами украшений и типами динамики основную канву нотного текста. Не было никакой необходимости в детальном изложении указаний, касающихся динамики, темпа, артикуляции и других средств музыкальной выразительности. Музыкальное образование подготавливало универсальных вокалистов-исполнителей - они изучали теоретические дисциплины (генерал-бас, контрапункт и т. д.), как композиторы и, как инструменталисты обучались игре на инструментах, особенно на клавесине.
Вокальное произношение и вокальная артикуляция стала одним из важных акцентов на котором остановился Василий Хорошев. Вокальная артикуляция - наука о языке, т. е. о ясности, расчлененности слогов при произнесении слова. Вокальное произношение имеет свою специфику, обусловленную традициями произношения на разных языках, сложившимися в области интерпретации произведений барокко. Чистое и понятное произношение составляет одно из важнейших требований к певцу. Конкретные обозначения артикуляции в вокальной музыке эпохи барокко встречаются редко. Исключения составляют редакторские обозначения. Исполнителю приходится находить верные решения, учитывая специфику партии сопровождающего инструмента, акустику помещения и т. д. Вокальная музыка барокко напрямую связана с передачей исполняемого текста. Звуковая выразительность, важность знания языка исполняемого произведения, осмысления каждого слова и его связи с интонационным развитием каждой музыкальной фразы - необходимое условие исполнения арий и речитативов барочных композиторов.
Обращаясь к студентам, Василий Александрович несколько раз подчеркнул, что знания базовых основ иностранных языков не достаточно для серьезного и целенаправленного профессионального роста современного оперного певца. Иностранные тексты оперных партий или романсов необходимо знать точно, чувствовать каждое ключевое слово и только в этом случае можно говорить о создании полноценного художественного образа. Примером такого широкого и свободного знания языков было исполнение самого певца - было интересно узнать, что он свободно владеет английским, а итальянский (и вместе с ним вся группа романских языков) и немецкий являются «рабочими» языками.
  Общение с музыкантом было увлекательным для всех участников встречи: для певиц, и слушателей, для самого певца. Чем глубже и детальнее разбирались произведения, тем больше возникало вопросов для обсуждения. Дружелюбная и интеллигентная манера общения молодого певца, его увлеченность и искренность не оставили равнодушными студентов и преподавателей, а также гостей — учащихся и преподавателей музыкальных школ и колледжа. Многие из них выразили желание активно поучаствовать на мастер-классе В. А. Хорошева в следующий раз. Радостно было узнать, что Василий Андреевич приглашен руководством нашего института  на должность преподавателя-консультанта кафедры (секция академического пения).
  Директор института искусств Лариса Николаевна Высоцкая поблагодарила Василия Александровича за прекрасное выступление и увлекательный мастер-класс, который, как стало очевидно, вызвал живой интерес к барочному вокальному искусству, постижение и изучение которого позволит молодым певцам шире демонстрировать свои творческие возможности, ярче проявлять свою индивидуальность не только на материале музыкально-художественного наследия «старых» мастеров, но и в интерпретации произведений композиторов последующих столетий. 

Акбари Ю.Б., доцент кафедры музыкального искусства

На фото Василий Александрович Хорошев вместе с участницами мастер-класса Татьяной Прокушкиной (слева) и Юлией Цагареишвили (справа).

2 июня в 18.00 по московскому (в 16.00 по евр. Времени) телевизионный канал MEZZO в транслировал по Интернету оперу Генделя "Alessandro", в которой роль военачальника Клеоне блестяще исполнил  Василий Александрович Хорошев: 

http://www.youtube.com/watch?v=uUOPSMI7jUg&feature=share



www.mezzo.tv/en/our-programs/scheduling/alessandro-haendel-live-opera-royal-versaill

Состав исполнителей впечатляет- это звезды мировой величины: Ксавьер Салана, Макс Эмануэль Челчич, Юлия Лежнева и другие великолепные певцы.
Выпущен диск с записью оперы, который получил оперный Оскар на международном конкурсе Opera Awаrds 2013 :

www.operaawards.org/winners2013.aspx


Фрагмент спектакля можно посмотреть здесь:

https://www.youtube.com/watch?v=ruZnJjy4-dY


Партию военачальника Клеоне, двуличного и лживого, выразительно и талантливо изображает В.А.Хорошев.

На фото: сцена из оперы Генделя "Аlessandro" - В.А.Хорошев в партии Клеоне слева.

На фото Василий Хорошев с Хавьером Саббата (Испания) во время репетиции оперы Генделя «Alessandro»

На фото сцена из спектакля

Поздравляем Василия Александровича с блестящей работой

Этот год насыщен премьерами, интересными ролями и выступлениями в не только в престижных, но и в знаковых для оперного артиста театрах и концертных залах. 
Ниже мы помещаем внушительный список выступлений В.А.Хорошева за 2012-2013 год.

Творческий отчет преподавателя кафедры музыкального искусства

 Хорошева В.А. за 2012-2013 учебный год

 

- 16.10.2012 исполнил партию тенора в кантате К. Орфа «Кармина Бурана».
Стамбул (Турция). Конгресс-центр «Лютфи Кырдар». Государственный полифонический хор Министерства культуры и туризма. Хормейстер: Джеми Джан Делиорман. Детский хор Борусан. Хормейстер: Гюльчен Явузкал. Стамбульский филармонический оркестр Борусан. Дирижёр: Саша Гётцель.
- 16.02.2013 исполнил партию первой ведьмы в концертном исполнении оперы Г. Перселла «Дидона и Эней». Большой Зал Московской Консерватории. Ансамбль Questa Musica. Дирижер Филипп Чижевский.
- 01.03.2013 концерт «Двенадцать королей оперы». Оркестр Фонда «Таланты мира» Светлановский зал Московского Международного Дома Музыки.
- 11.03.2013 концерт «Признание в любви» ДК Зеленограда. Фонд «Таланты мира».
- 06.04.2013, 07.04.2013 исполнил партию Эрота в новом проекте Константина Мишина и его лаборатории – «Голод». Центр современного искусства ВИНЗАВОД (Москва). Струнный Дольче-квартет.
- 23.04.2013 в Лондоне состоялась первая церемония вручения Международной оперной премии (International Opera Awards). Она проходила в лондонском отеле Hilton на Парк-Лейн. Оперный аналог «Оскара», как уже окрестили новую премию, присуждается в более чем 20 номинациях, за победу в которых боролись как целые оркестры, так и отдельные исполнители, композиторы и другие деятели оперного искусства – всего около 1,5 тыс. номинантов из 40 стран: лучшим CD (Complete Opera)   признана запись оперы      Alessandro (Handel), c. George Petrou (Decca) – партию Cleone записалVasily Khoroshev.
- 26.05.2013 принял участие в майском оперном фестивале в Висбадене, исполнив партию Клеоне в премьере оперы Г.Ф. Генделя «Александр». Висбаден (Германия). Гессенский государственный театр. Оркестр «Armonia Atenea». Дирижёр: Йоргос Петру. Режиссёр: Люсинда Чайлдс.
- 31.05.2013, 02.06.2013 принял участие в версальском оперном фестивале, исполнив партию Клеоне в опере Г.Ф. Генделя «Александр». Версаль (Франция). Королевская Опера Версаля. Оркестр «Armonia Atenea». Дирижёр: Йоргос Петру. Режиссёр: Люсинда Чайлдс.
В настоящее время репетирует партию Удовольствие в опере Э. де Кавальери «Представление о душе и теле». Франкфурт (Германия). «Новая Опера». Барочный вокальный ансамбль Высшей школы музыки Майнца. Хормейстер Кристиан Рорбах. Дирижёр Михаэль Форм. Режиссёр Хендрик Мюллер. Премьера: 29, 30 июня, 1, 3, 4, 6, 7 июля 2013 г.