Участники спектакля по мотивам оперы Пучинни  "Чио-чио-сан"



Руководитель, преподаватель и режиссер-постановщик - доцент Виктор Компанеев, концертмейстер Милошевич И.И.

"Ах, оперетта, оперетта..."

"Карамболина, Карамболетта..." - Юлия Цагареишвили

Афиша

Сборник научных трудов "Вопросы педагогики и исполнительской культуры"

Кафедра музыкального искусства планирует издание сборника научных трудов по теме "Вопросы педагогики и исполнительской культуры". Сбор  материалов до 1 декабря 2014г. Материалы в электронном виде присылать на электронную почту muzisk@mail.ru, деньги за статьи сдавать зав.кафедрой музыкального искусства Рудецкой Галине Александровне. По вопросам обращаться по тел:32-30-55

Требования к оформлению материалов.

В конце декабря в концертном зале Института искусств состоялось яркое, эмоционально незабываемое событие для всех, кто не равнодушен к искусству пения, к жанру оперы - встреча с одним из интереснейших и талантливых молодых представителей мировой оперной сцены, певцом Василием Хорошевым. Обладатель редкого мужского голоса, контртенора, исполнитель музыки эпохи Барокко, Василий Александрович занят в спектаклях европейских оперных театров на годы вперед. Достаточно посмотреть его расписание на персональном сайте, чтобы удивиться тому, каким образом он нашел время и оказался в стенах нашего института.
Его приезд во Владимир не случаен — Василий Александрович наш земляк. Он выпускник ДШИ №2 им.С.С.Прокофьева, где его преподавателем по вокалу была заслуженный работник культуры Савостьянова Т.В., а педагогом-консультантом профессор ВГГУ Синкевич Э.В.
Это был необыкновенный ребенок — гордость школы, которой он принес многочисленные дипломы лауреата международных конкурсов; гордость города, честь и славу которого он представлял в концертных поездках по городам-побратимам Англии, США. Помню, как в удивлением и восхищением слушала его выступление на диске, записанном на концерте в Америке. Теплый и ровный тембр голоса, чистейшая интонация, эмоциональное попадание в поэтический текст и музыку произведения, стилевая точность — все это поражало в исполнении музыки мальчиком 10-12 лет!
Прошли годы и теперь перед нами аспирант Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, выпускник класса народного артиста РФ, профессора Скусниченко П.И. (который также является научным руководителем в аспирантуре).
Годы учебы отшлифовывали профессиональное мастерство и определили направление творческих интересов артиста, а также открыли возможности и пути развития своих способностей. Именно в эти годы раскрылась уникальная природа голоса В.Хорошева, определилось направление его репертуара.
Подробнее о природе контртенора и его отличии от других мужских голосов, об особенностях репертуара можно прочитать здесь: countertenors.ru/countertenor.htm
Встреча или точнее, мастер-класс, начался с сольного выступления певца. Воспитанник отечественной вокальной школы, обладающий ярко выраженной индивидуальностью - специфическим тембром, диапазоном, вокальной техникой, Василий Хорошев исполнил шедевры эпохи Барокко - арию Толомео из оперы Генделя «Цезарь и Клеопатра», арию Орфея из оперы Глюка «Орфей и Эвридика» и арию Цезаря из оперы Генделя «Цезарь и Клеопатра». Три разных образа, три характера, три истории жизни — в небольших по длительности музыкальных произведениях были показаны архетипы человеческих эмоций, мотивов поведения: властный, жестокий и претенциозный брат Клеопатры Толомео «плел интриги», убивая и «околдовывая» окружающих его, «напористыми» колоратурами, подчеркивающими его упрямый характер; голос страстного и тоскующего Орфея поднимал из души каждого слушателя волну сострадания и отчаяния от осознания безысходности такого явления, как смерть; мудрый, умирающий Цезарь общался в своих видениях с богами и от божественных гармоний и от устремляющейся в высь мелодии Генделя, в душе наступало умиротворение.
В истории вокального искусства эпоха Барокко характеризуется расцветом итальянской исполнительской школы пения bel canto и соответствующего стиля исполнения вокальной музыки. Манера пения bel canto является эталоном для профессионального академического пения. Эстетическому идеалу вокального искусства барокко было присуще стремление к мягкому, воздушному звуку, к естественному природному тембру голоса.
Полетность звука - необходимое качество исполнения вокальной музыки барокко. Добиться спокойного, но в то же время энергичного, насыщенного и наполненного мягким тембром звука, поддержанного хорошей дыхательной опорой — серьезная задача для исполнителя. Звук должен литься и звучать, обладать силой, и полнотой, соответственной звучанию сопровождающего инструмента. От этого зависит красота пения.
Василий Хорошев ярко и свободно продемонстрировал свое мастерство: необыкновенный по красоте голос, артистизм, эмоционально глубокое пение и понимание сути характера персонажа, точное интонационное попадание в «душу» каждого произнесенного (пропетого) слова (арии исполнялись на итальянском языке).
Сольное выступление Василия Александровича продолжилось мастер-классом. Темой работы стали «Вопросы интерпретации вокальной музыки эпохи барокко». Для работы были выбраны две арии из опер Генделя в исполнении магистранток Татьяны Прокушкиной и Юлии Цагареишвили (класс заслуженной артистки РФ Жуковой О.В.).
Василий Александрович отметил, что перед вокалистами, исполняющими музыку барокко, встают задачи, связанные не только с технической, но и художественно-выразительной стороной исполнения старинной музыки. Выступление молодых певиц продолжилось детальной работой над исполненными произведениями. Обсуждались художественные принципы, необходимые для выразительной и стилистически точной интерпретации музыки барокко. Было отмечено, что певцов эпохи барокко прежде всего интересовали творческие вопросы. Главной целью исполнения ставилось донесение смысла произведения слушателям и поиск выразительных приемов музыкального интонирования. Сочинения XVII–XVIII веков предоставляли исполнителям большую творческую свободу - нотная запись композиторов была условной и тем самым давала прекрасную возможность яркого художественного проявления творческого дарования исполнителя. Певцы самостоятельно раскрашивали разнообразными видами украшений и типами динамики основную канву нотного текста. Не было никакой необходимости в детальном изложении указаний, касающихся динамики, темпа, артикуляции и других средств музыкальной выразительности. Музыкальное образование подготавливало универсальных вокалистов-исполнителей - они изучали теоретические дисциплины (генерал-бас, контрапункт и т. д.), как композиторы и, как инструменталисты обучались игре на инструментах, особенно на клавесине.
Вокальное произношение и вокальная артикуляция стала одним из важных акцентов на котором остановился Василий Хорошев. Вокальная артикуляция - наука о языке, т. е. о ясности, расчлененности слогов при произнесении слова. Вокальное произношение имеет свою специфику, обусловленную традициями произношения на разных языках, сложившимися в области интерпретации произведений барокко. Чистое и понятное произношение составляет одно из важнейших требований к певцу. Конкретные обозначения артикуляции в вокальной музыке эпохи барокко встречаются редко. Исключения составляют редакторские обозначения. Исполнителю приходится находить верные решения, учитывая специфику партии сопровождающего инструмента, акустику помещения и т. д. Вокальная музыка барокко напрямую связана с передачей исполняемого текста. Звуковая выразительность, важность знания языка исполняемого произведения, осмысления каждого слова и его связи с интонационным развитием каждой музыкальной фразы - необходимое условие исполнения арий и речитативов барочных композиторов.
Обращаясь к студентам, Василий Александрович несколько раз подчеркнул, что знания базовых основ иностранных языков не достаточно для серьезного и целенаправленного профессионального роста современного оперного певца. Иностранные тексты оперных партий или романсов необходимо знать точно, чувствовать каждое ключевое слово и только в этом случае можно говорить о создании полноценного художественного образа. Примером такого широкого и свободного знания языков было исполнение самого певца - было интересно узнать, что он свободно владеет английским, а итальянский (и вместе с ним вся группа романских языков) и немецкий являются «рабочими» языками.
  Общение с музыкантом было увлекательным для всех участников встречи: для певиц, и слушателей, для самого певца. Чем глубже и детальнее разбирались произведения, тем больше возникало вопросов для обсуждения. Дружелюбная и интеллигентная манера общения молодого певца, его увлеченность и искренность не оставили равнодушными студентов и преподавателей, а также гостей — учащихся и преподавателей музыкальных школ и колледжа. Многие из них выразили желание активно поучаствовать на мастер-классе В. А. Хорошева в следующий раз. Радостно было узнать, что Василий Андреевич  приглашен руководством нашего института на должность преподавателя-консультанта академического пения.
Директор института искусств Лариса Николаевна Высоцкая поблагодарила Василия Александровича за прекрасное выступление и увлекательный мастер-класс, который, как стало очевидно, вызвал живой интерес к барочному вокальному искусству, постижение и изучение которого позволит молодым певцам шире демонстрировать свои творческие возможности, ярче проявлять свою индивидуальность не только на материале музыкально-художественного наследия «старых» мастеров, но и в интерпретации произведений композиторов последующих столетий. 

Акбари Ю.Б., доцент кафедры музыкального искусства