Вечер русского романса в музыкальной гостиной Дома ветеранов

zavladimir.ru

Музыка и поэзия русского романса вместила в себя все грани любви и ревности

Навстречу Всероссийскому конкурсу русского романса

Приближается Всероссийский конкурс русского романса во Владимире. Это ли не прекрасный повод поговорить о нем, послушать и поразмышлять о русском романсе, его истории и историях людей, творивших в этом жанре — композиторах, поэтах, исполнителях.

Концерт-беседа о синтезе музыки и поэзии в русском классическом романсе прошла на минувшей неделе в музыкальной гостиной Дома ветеранов г.Владимира.

- О романсе можно говорить очень много, а лучше все-таки, хотя бы раз его услышать, - сказала Мария Багаева, куратор добровольческого движения «Доброштаб» управления по делам молодежи администрации г. Владимира.- - Сегодня для вас, уважаемые ветераны, выступят музыканты из Института искусств и художественного образования — певица, магистрантка Юлия Цагареишвили и пианистка, доцент Юлия Борисовна Акбари (на снимках).


Форма проведения концерта необычна — музыкальное выступление, сопровождающееся беседой об авторах произведений, о времени и эпохе их создания, вовлекает слушателей процесс живого общения, располагает их к искренности и философским размышлениям. Цель этих концертов прежде всего музыкально-просветительская: привлечение внимания к классической музыке.

В программе концерта прозвучали романсы русских композиторов: П.И.Чайковского, М.П.Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова, М.М.Ипполитова-Иванова, Г.И.Свиридова, М.Л.Таривердиева. Говорили о прекрасном сочетании музыки и поэзии, о всех гранях любви и ревности, об искренности романса, о задушевности и интимности выражения чувств. Любовались певицей и с упоением слушали ее прекрасный голос.

Юлия Цагареишвили — умна, серьезна и увлечена искусством пения. Природа одарила ее не только яркой внешностью, нежным и благородным тембром голоса, артистизмом, но и внутренним магнетизмом, который заинтересовывает и притягивает слушателя, убеждает и заставляет сопереживать произведению. На сцене, как и в жизни, проявляются черты характера Юлии — сдержанность, интеллигентность и внутреннее достоинство. Юля всегда исполнительна, выучивает быстро новые произведения; у нее прекрасная память, что позволяет проявить артистическую сторону своей натуры в спектаклях музыкально-просветительского театра Владимирской филармонии, где она работает уже три года.

Небольшое, светлое и очень уютное помещение музыкально-литературной гостиной Дома ветеранов, фортепиано у стены, удобные кресла и стулья, внимательная и неравнодушная публика, дружеская атмосфера и тон разговора — все это неожиданный и приятный подарок для музыкантов-исполнителей. «Равнодушным остаться было невозможно», «Спасибо за приятные эмоции и подаренное настроение!» — к с такими словами подходили люди к музыкантам после концерта.

Хочется поблагодарить за организацию этого приятного вечера студентку 3 курса кафедры музыкального искусства Анну Гаврилову (на снимке), благодаря которой состоялся этот концерт.


Анна — одна из активнейших студентов Института искусств и художественного образования ВлГУ (ИИХО), она с увлечением и энергией занимается профсоюзной работой, прилагает свой энтузиазм и организаторские способности в проектах управления по делам молодежи администрации г. Владимира. Кроме этого, как музыкант-исполнитель Анна с радостью выступает на концертах творческой группы ИИХО «Музыкальный город», вот уже второй год успешно работающей на кафедре музыкального искусства и являющейся творческой лабораторией для молодых музыкантов — студентов и преподавателей. которые выступают с музыкальными. просветительскими программами в общественных центрах, школах, лицеях г.Владимира.

Юлия Акбари, доцент Института искусств и художественного образования ВлГУ.

 

 

 

 

 

В музыкальной гостиной Дома ветеранов

русского композитора, пианиста-виртуоза и дирижера, была показана музыкально-литературная композиция по страницам рассказа Юрия Нагибина «Сирень», дневника Веры Скалон и писем самого Рахманинова.

Композицию представила творческая мастерская «Музыкальный город» (руководитель - доцент кафедры музыкального искусства Юлия Акбари).
Хронологически основной частью в композиции стало лето 1890 года, когда 17-летний Сережа Рахманинов впервые отдыхал в Ивановке, имении своих родственников Сатиных в Тамбовской губернии. Там же гостил со своей семьей и Александр Ильич Зилоти, двоюродный брат будущего пианиста, молодой профессор московской консерватории. Здесь же отдыхало еще одно семейство - Елизавета Александровна Скалон с тремя дочерьми Людмилой, Натальей и Верой. В Ивановку постоянно стекалась молодежь из соседних имений. Было много шуток, смеха, веселых прогулок, задушевных бесед, совместного музицирования и, конечно же, не обошлось без увлечений и романтической влюбленности.
В мир музыки Рахманинова зрителей ввела пианистка Вафа Музафарли, очень чутко и тонко исполнившая его фортепианную прелюдию соль диез минор. Затем прозвучали романсы «Сирень» и «Здесь хорошо» из числа драгоценных жемчужин рахманиновской лирики, которые проникновенно и выразительно исполнила Юля Цагареишвили в фортепианном сопровождении Юлии Акбари.
Любимая Рахманиновым сирень становится лейтмотивом всей композиции. О сирени много говорят исполнители, ее не раз мы видим на большом экране, где демонстрируются крупным планом уникальные фотографии... Все время ощущалось как будто присутствие композитора в зале. Тем более, что в звукозаписи можно было услышать его божественную игру на фортепиано. Хорошо прослеживается в композиции лирическая линия, связанная с глубокими взаимными симпатиями Веры Скалон и Сергея Рахманинова. Стоит подчеркнуть, что романс Сергей Васильевич трактовал как область выражения преимущественно лирических чувств и настроений. В литературно-музыкальной композиции Юлии Акбари романсов прозвучало немало. Они стали хорошей иллюстрацией к тексту композиции. Это «Ночью в саду у меня», «Ветер перелетный», исполненные Татьяной Прокушкиной , «У моего окна» и «Островок» в исполнении Виктории Шевелевой. Также успешно выступил с двумя романсами и Андрей Пиляев. К фортепианному сопровождению некоторых романсов иногда добавлялись скрипка и виолончель. Все музыканты-аккомпаниаторы были на высоте. А вот виолончелист Александр Ананский выступил еще и как солист, ярко исполнив примыкающий к романсам «Вокализ», который так и хочется назвать «Песней без слов». Ну, а страницы рассказа Юрия Нагибина «Сирень» и дневника Веры Скалон озвучили Алексей Клещев, Виктория Шевелева и Елена Криворукова.
Заключительным аккордом этого прекрасного вечера стала инструментальная музыка, воспринятая как апофеоз всей его программы. «Прелюдию» и «Восточный танец» Сергея Рахманинова блистательно исполнил на виолончели старший преподаватель кафедры музыкального искусства Александр Тихонов. А затем прозвучала 3-я заключительная часть элегического трио «Памяти великого художника», где партию скрипки исполнил Павел Мумятов, виолончели - Александр Тихонов и фортепиано - Михаил Трач. Это одно из самых ярких и вдохновенных сочинений Сергея Рахманинова. Написал он его под впечатлением смерти Петра Ильича Чайковского.
Как известно, оба композитора были связаны и с нашим краем. Их имена вписаны во Владимирскую энциклопедию. Исполнение финала элегического трио воспринималось как дань памяти двум великим композиторам, жизнь которых продолжается в созданных ими музыкальных произведениях.

Автор: Михаил КОНШИН.

Газета "Молва" 16.05.2013

http://www.molva33.ru/news/?news=12229

 

Участники концерта


На фото: Татьяна Прокушкина, Алексей Клещев, Елена Хорунжая, Виктория Шевелева, Игорь Староверов, Елена Криворукова, Андрей Пиляев. Фото Сергея Королева
Александр Тихонов (виолончель), Дмитрий Тихонов (фортепиано)

К 140-летию со дня рождения С. В. Рахманинова

29 апреля
16.30


Концертный зал ИИХО
(у Золотых ворот)


Творческая мастерская кафедры музыкального искусства «Музыкальный город»
Музыкально-просветительский проект
«Звучащая книга»

МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
ПО МОТИВАМ РАССКАЗА ЮРИЯ НАГИБИНА
«СИРЕНЬ»


Прозвучат вокальные и инструментальные произведения композитора,

фрагменты из рассказа Ю.Нагибина "Сирень", 
письма Рахманинова,
страницы из дневника Веры Скалон

Исполнители:


Алексей Клещев, Виктория Шевелева, Елена Криворукова,
Вафа Музаффарли,
Мария Стребкова, Игорь Староверов,
Александр Ананский, Ольга Луценко,
Елена Хорунжая, Андрей Пиляев,
Татьяна Прокушкина, Олег Губанов,
Юлия Цагареишвили

 
Руководитель проекта - доцент Акбари Ю.Б.  

Во второй части концерта

прозвучит инструментальная музыка С.В.Рахманинова,

а также
«Элегическое трио» №1 g-moll

Исполнители

Фортепианное трио:

Александр Тихонов - виолончель
Павел Мумятов - скрипка
Михаил Трач - фортепиано

Дмитрий Тихонов - фортепиано

Вступительное слово

Юлия Акбари 




Вход свободный
Приглашаются все желающие

______________________________________________

______________________________

__________

14 декабря состоялся отчетный концерт студентов 1 курса творческой мастерской «Музыкальный город». Формой отчета стала музыкально-театрализованная композиция, посвященная дню рождения княгини Зинаиды Волконской, легендарной женщины, дамы высшего света, певицы, литератора и историка, современницы Пушкина, Вяземского, Жуковского,Одоевского, Глинки, Гоголя и других великих поэтов, композиторов, художников, актеров. Судьба одарила ее многими талантами: красотой внешней и внутренней, прекрасным голосом, артистизмом, но одним из важнейших был дар создавать вокруг себя атмосферу творчества и доверия. Ее дом, в котором собирались друзья, был очагом вдохновения и созидания, «где стены пели... и все дышало воздухом искусства» (Из воспоминаний князя Вяземского). Княгиня Зизи занималась тайной благотворительностью и многое сделала для облегчения жизни многих больных актеров, музыкантов, вдов и сирот. В 1829 году она переехала жить в Италию, где ее вилла в Риме стала убежищем русских писателей, поэтов, художников, музыкантов.
Студенты серьезно готовились к выступлению, которое состоялось в общественном центре «Милосердие и порядок». В основу сценария легли воспоминания, дневники и письма самой Зинаиды Волконской, а также А.С.Пушкина, А.П.Керн, Одоевского,Вяземского.
В роли главной героини выступила Виктория Шевелева, которая прекрасно исполнила вокальные произведения репертуара первой трети 19 века, а Алексей Клещев великолепно справился с ролью Александра Сергеевича Пушкина, делая акцент на такой черте характера поэта, как остроумие и любовь к розыгрышам. Его Пушкин с удовольствием пел романс Глинки «Признание», а также помог «Зинаиде Волконской» исполнить дуэт Папагены и Папагено из оперы Моцарта «Волшебная флейта».
Замечательно провела линию своей героини Мария Криворукова. Основная задача этого персонажа (подруга и родственница княгини) — помощница хозяйки салона.
В спектакле приняли участие и студенты-струнники1 и 2 курса — Анна и Алена Беспалько, Анна Гаврилова, которые ансамблем исполнили произведения Генделя и Каччини, а Игорь Староверов проникновенно сыграл фрагменты концертов Моцарта и Вьетана.
Дуэт «сестер-кузин»(по сценарию) альтистки Варвары Захаровой и пианистки Марии Стребковой, был очарователен точностью и легкостью в передаче характеров своих персонажей- наивных девушек, возвратившихся из Европы. Кроме рассказа о моде тех лет, который был весьма актуален, в связи с тем, что наши артистки выступали в исторических платьях, изготовленных в ателье авторского платья Татьяны Фадеевой, которая любезно предоставила участницам спектакля свои модели, Варя и Маша исполнили популярный во времена Пушкина «Вальс» А.С.Грибоедова.
Прекрасной и светлой краской стало выступление в роли Марии Волконской ученицы 8 класса ДШИ №2 им.С.С.Прокофьева Астхик Мароян, которая исполнила «Аве Мария» Каччини.
Итак, дебют первокурсников состоялся, показал потенциал каждого участника. В связи с этим определились задачи, над которыми коллектив будет работать во втором семестре. А о том, как приняла публика наши старания, можно прочитать ниже (это статья из газеты «Призыв».

Акбари Ю.Б., доцент кафедры
музыкальных инструментов
руководитель творческой мастерской
«Музыкальный город».

Студенты творческой мастерской «Музыкальный город» подготовили концерт, посвященный творчеству С.С.Прокофьева, который прошел 22 ноября 2012 года в концертном зале ДШИ №2, носящей имя великого композитора.
Детская школа искусств №2 — Alma Mater для многих выпускников и студентов нашего института. Большинство преподавателей школы в разное время обучались в бывшем музыкально-педагогическом факультете Педагогического института им.. Лебедева-Полянского, а затем Гуманитарного института. Выступить в стенах известного музыкального заведения города Владимира большая честь и радость для студентов-бакалавров.
Несмотря на капризы погоды (обильный снегопад и пробки на дорогах) и эпидемию гриппа,концерт состоялся и пришедшие на него школьники и преподаватели получили удовольствие от встречи с прекрасными музыкальными произведениями, исполненными ярко и достойно нашими студентами.
Программа концерта была небольшой (в следствии болезни нескольких исполнителей), но интересной. Ведущие - студент 2 курса Сергей Королев и учащаяся 8 класса ДШИ №2 Астхик Мароян, в самом начале концерта процитировали слова С.С.Прокофьева: «Я не люблю пребывать в состоянии, я люблю быть в движении». В этих словах заключена, характерная черта натуры Сергея Прокофьева. С.С.Прокофьев — русский композитор, ставший нашим национальным героем. В его судьбе много интересного. Современники вспоминают, как возмущенная публика выходила с его концертов со словами: «Да от такой музочки с ума сойти можно», а через 2-3 десятилетия он был признан классиком современной музыки.
Сергей Прокофьев — гениальный композитор, всю жизнь искавший неисхоженных путей в искусстве. Его творчество напоено могучей жизненной силой, ослепительным светом, проникнуто любовью к жизни, к человеку, к природе. Не случайно место, где он родился, в котором называлось село Солнцевка.
Открыл концерт ученик ДШИ №2 Дмитрий Мамонов (класс преподавателя Романовой Е.В.) и концертмейстер Брезгина Снежана Николаевна. Они исполнили отрывок из симфонической сказки «Петя и Волк».Симфоническая сказка «Петя и волк» стала одним из сочинений, адресованных детям. В ней увлекательное слово чередуется с музыкой, и каждый персонаж представлен тембром того или иного инструмента. За каждым действующим лицом закреплен не только свой тембр, но и мелодия: храбрый и решительный пионер Петя представлен струнным квартетом; ворчливый дедушка — фаготом; Птичка — флейтой;
грациозная Кошка — кларнетом;Волк — тремя валторнами.
Далее, несколько пьес из фортепианного цикла «Сарказмы» ярко и эмоционально исполнила Дарья Никитина, студентка 3 курса класса доцента кафедры музыкального искусства, Рудецкой Г.А. Предшествуя выступлению, ведущие рассказали школьником о том, что означает слово «сарказм» и почему С.С.Прокофьев именно так назвал свой фортепианный цикл. Вот о чем рассказали ведущие: «Сарказм – один из видов сатиры и высшая степень иронии. Сарказм всегда содержит в себе насмешку над недостатками и пороками. Сарказм содержит резкие и беспощадные изобличения, чем и отличается от иронии. В сарказме может находить место не только то, что нам не нравится, но и то, что мы ненавидим. В сарказме комического может быть мало, зато содержится открытое обличение и даже негодование.
Прокофьев создает фортепианный цикл «Сарказмы», в котором господствует стихия гротеска, озорства, злого скепсиса. Что же слышится в «Сарказмах» Прокофьева? Пародии на полонезность Шопена или саму идею импрессионизма Дебюсси? Обращение к пафосу романтизма? Протест несчастного Петрушки Игоря Стравинского? Издевательство над своим однокашником и современником Сергеем Рахманиновым? Искаженную Четвертую прелюдию Фредерика Шопена? Наконец, предсказание того, что настанет то время, когда все шутки закончатся?.. А что услышите вы?..»
Эмоциональной кульминацией концерта стала Первая часть Сонаты для флейты и фортепиано в исполнении флейтистки Ирины Гудковой (кл.Прохорчук М. В. ) и пианистки Елены Хорунжей (класс доцента Рудецкой Г.А.). Соната для флейты Прокофьева - сочинение очень виртуозное, но вместе с тем лирически изящное, в котором солнечные мотивы переливаются то детскими рисунками на песке, то веронскими пейзажами из балета «Ромео и Джульетта», то прокофьевской воздушной лирикой, разошедшейся по крайним регистрам флейты и фортепиано, то бодрящими маршами эпохи пионеров советской страны. Среди этой беззаботной музыки, то и дело возникают драматичные места и солнце заслоняется тенью, вызывая в воображении какой-то неприятный образ. Соната Прокофьева- одно из красивейших сочинений, написанных в двадцатом веке. Особое удивление вызывает тот факт, что композитор никогда не играл на флейте, но с таким совершенством использовал возможности этого инструмента.
Заключительный, лирический аккорд в концерте поставил Александр Ананский (класс пр.Горыниной Л.Г.) , который исполнил Адажио из балета «Золушка» в дуэте с пианисткой Ольгой Сергеевной Луценко.
Сюжет «Золушки» взят из волшебной сказки Ш. Перро. Прокофьев создавал свой балет для великой русской балерины Галины Улановой. Писал в течение 1940–1944 годов, в тяжелое для всей страны военное время. Вся глубина его чувств отразилась в музыке «Золушки». Музыка балета поэтична и оригинальна, она уносит нас в царство фантазии.
«Золушка и принц» — лирическое адажио героев балета на придворном балу. Виолончель широко распевает прекрасную, бесконечно длящуюся мелодию. Нежно и бережно звучат скупые аккорды аккомпанемента. Музыка достигает огромной восторженной кульминации. Музыканты порадовали слушателей своим ансамблем, продуманностью совместной интерпретации произведения.
В заключении концерта, ведущие отметили, что музыка Прокофьева понятна и актуальна сегодня и чем больше времени проходит со дня его смерти, тем яснее становится, как она нужна людям. Самое главное для тех, кто играет и тех, кто слушает, - это солнечный свет, которым светится творчество Прокофьева. А мы, озаренные лучами этого света слушатели и исполнители, ощущаем ту радость, оптимизм, которым проникнуто его творчество.

Выступающие были очень тепло приняты учениками и преподавателями школы. Директор ДШИ №2, Людмила Илиодоровна Пиляева поблагодарила участников за прекрасный концерт, отметила серьезную работу преподавателей и подчеркнула, что подобные встречи должны проходить регулярно, так как они дают возможность не только услышать музыку в живом исполнении, но и являются прекрасным примером того, к чему надо стремиться в своей учебе и каких результатов можно достичь в будущем.
Сотрудничество с ДМШ и ДШИ города и области для Института искусств является важным и серьезным этапом в развитии образовательного процесса. Музыкальная школа для многих детей становится первым этапом профессионального музыкального образования и обмен опытом между преподавателями, учащимися и студентами-бакалаврами в разных формах, становится важным условием качественной подготовки к профессии музыканта-исполнителя и преподавателя. В этой связи, концерты коллектива студентов творческой мастерской «Музыкальный город» актуальны и востребованы. Они наглядно демонстрируют живую связь в звеньях цепи: музыкальная школа — музыкальный колледж — Институт искусств и художественного образования.

Доцент кафедры музыкального искусства Акбари Ю.Б.

 




22 ноября в общественном центре «Милосердие и порядок» с большим успехом прошел концерт, посвященный профессиональному празднику Владимирской городской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, с участием студентов творческой мастерской «Музыкальный город» (рук. доцент Акбари Ю.Б.). Выступление каждого тепло принималось публикой. В конце концерта были вручены благодарственные письма на имя директора ИИХО кандидата философских наук, доцента Высоцкой Л.Н., а также музыкантам-исполнителям.

 Выступление студентов кафедры в общественном центре "Милосердие и порядок"

Участники творческой мастерской "Музыкальный город" после концерта.

Руководитель - доцент Акбари Ю.Б.

  Сен-Санс "Лебедь". Исполняет Гаврилова Анна.

 Первый фестиваль китайского искусства во Владимире

Сборник научных трудов "Вопросы педагогики и исполнительской культуры"

Кафедра музыкального искусства планирует издание сборника научных трудов по теме "Вопросы педагогики и исполнительской культуры". Сбор  материалов до 1 декабря 2014г. Материалы в электронном виде присылать на электронную почту muzisk@mail.ru, деньги за статьи сдавать зав.кафедрой музыкального искусства Рудецкой Галине Александровне. По вопросам обращаться по тел:32-30-55

Требования к оформлению материалов.

В конце декабря в концертном зале Института искусств состоялось яркое, эмоционально незабываемое событие для всех, кто не равнодушен к искусству пения, к жанру оперы - встреча с одним из интереснейших и талантливых молодых представителей мировой оперной сцены, певцом Василием Хорошевым. Обладатель редкого мужского голоса, контртенора, исполнитель музыки эпохи Барокко, Василий Александрович занят в спектаклях европейских оперных театров на годы вперед. Достаточно посмотреть его расписание на персональном сайте, чтобы удивиться тому, каким образом он нашел время и оказался в стенах нашего института.
Его приезд во Владимир не случаен — Василий Александрович наш земляк. Он выпускник ДШИ №2 им.С.С.Прокофьева, где его преподавателем по вокалу была заслуженный работник культуры Савостьянова Т.В., а педагогом-консультантом профессор ВГГУ Синкевич Э.В.
Это был необыкновенный ребенок — гордость школы, которой он принес многочисленные дипломы лауреата международных конкурсов; гордость города, честь и славу которого он представлял в концертных поездках по городам-побратимам Англии, США. Помню, как в удивлением и восхищением слушала его выступление на диске, записанном на концерте в Америке. Теплый и ровный тембр голоса, чистейшая интонация, эмоциональное попадание в поэтический текст и музыку произведения, стилевая точность — все это поражало в исполнении музыки мальчиком 10-12 лет!
Прошли годы и теперь перед нами аспирант Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, выпускник класса народного артиста РФ, профессора Скусниченко П.И. (который также является научным руководителем в аспирантуре).
Годы учебы отшлифовывали профессиональное мастерство и определили направление творческих интересов артиста, а также открыли возможности и пути развития своих способностей. Именно в эти годы раскрылась уникальная природа голоса В.Хорошева, определилось направление его репертуара.
Подробнее о природе контртенора и его отличии от других мужских голосов, об особенностях репертуара можно прочитать здесь: countertenors.ru/countertenor.htm
Встреча или точнее, мастер-класс, начался с сольного выступления певца. Воспитанник отечественной вокальной школы, обладающий ярко выраженной индивидуальностью - специфическим тембром, диапазоном, вокальной техникой, Василий Хорошев исполнил шедевры эпохи Барокко - арию Толомео из оперы Генделя «Цезарь и Клеопатра», арию Орфея из оперы Глюка «Орфей и Эвридика» и арию Цезаря из оперы Генделя «Цезарь и Клеопатра». Три разных образа, три характера, три истории жизни — в небольших по длительности музыкальных произведениях были показаны архетипы человеческих эмоций, мотивов поведения: властный, жестокий и претенциозный брат Клеопатры Толомео «плел интриги», убивая и «околдовывая» окружающих его, «напористыми» колоратурами, подчеркивающими его упрямый характер; голос страстного и тоскующего Орфея поднимал из души каждого слушателя волну сострадания и отчаяния от осознания безысходности такого явления, как смерть; мудрый, умирающий Цезарь общался в своих видениях с богами и от божественных гармоний и от устремляющейся в высь мелодии Генделя, в душе наступало умиротворение.
В истории вокального искусства эпоха Барокко характеризуется расцветом итальянской исполнительской школы пения bel canto и соответствующего стиля исполнения вокальной музыки. Манера пения bel canto является эталоном для профессионального академического пения. Эстетическому идеалу вокального искусства барокко было присуще стремление к мягкому, воздушному звуку, к естественному природному тембру голоса.
Полетность звука - необходимое качество исполнения вокальной музыки барокко. Добиться спокойного, но в то же время энергичного, насыщенного и наполненного мягким тембром звука, поддержанного хорошей дыхательной опорой — серьезная задача для исполнителя. Звук должен литься и звучать, обладать силой, и полнотой, соответственной звучанию сопровождающего инструмента. От этого зависит красота пения.
Василий Хорошев ярко и свободно продемонстрировал свое мастерство: необыкновенный по красоте голос, артистизм, эмоционально глубокое пение и понимание сути характера персонажа, точное интонационное попадание в «душу» каждого произнесенного (пропетого) слова (арии исполнялись на итальянском языке).
Сольное выступление Василия Александровича продолжилось мастер-классом. Темой работы стали «Вопросы интерпретации вокальной музыки эпохи барокко». Для работы были выбраны две арии из опер Генделя в исполнении магистранток Татьяны Прокушкиной и Юлии Цагареишвили (класс заслуженной артистки РФ Жуковой О.В.).
Василий Александрович отметил, что перед вокалистами, исполняющими музыку барокко, встают задачи, связанные не только с технической, но и художественно-выразительной стороной исполнения старинной музыки. Выступление молодых певиц продолжилось детальной работой над исполненными произведениями. Обсуждались художественные принципы, необходимые для выразительной и стилистически точной интерпретации музыки барокко. Было отмечено, что певцов эпохи барокко прежде всего интересовали творческие вопросы. Главной целью исполнения ставилось донесение смысла произведения слушателям и поиск выразительных приемов музыкального интонирования. Сочинения XVII–XVIII веков предоставляли исполнителям большую творческую свободу - нотная запись композиторов была условной и тем самым давала прекрасную возможность яркого художественного проявления творческого дарования исполнителя. Певцы самостоятельно раскрашивали разнообразными видами украшений и типами динамики основную канву нотного текста. Не было никакой необходимости в детальном изложении указаний, касающихся динамики, темпа, артикуляции и других средств музыкальной выразительности. Музыкальное образование подготавливало универсальных вокалистов-исполнителей - они изучали теоретические дисциплины (генерал-бас, контрапункт и т. д.), как композиторы и, как инструменталисты обучались игре на инструментах, особенно на клавесине.
Вокальное произношение и вокальная артикуляция стала одним из важных акцентов на котором остановился Василий Хорошев. Вокальная артикуляция - наука о языке, т. е. о ясности, расчлененности слогов при произнесении слова. Вокальное произношение имеет свою специфику, обусловленную традициями произношения на разных языках, сложившимися в области интерпретации произведений барокко. Чистое и понятное произношение составляет одно из важнейших требований к певцу. Конкретные обозначения артикуляции в вокальной музыке эпохи барокко встречаются редко. Исключения составляют редакторские обозначения. Исполнителю приходится находить верные решения, учитывая специфику партии сопровождающего инструмента, акустику помещения и т. д. Вокальная музыка барокко напрямую связана с передачей исполняемого текста. Звуковая выразительность, важность знания языка исполняемого произведения, осмысления каждого слова и его связи с интонационным развитием каждой музыкальной фразы - необходимое условие исполнения арий и речитативов барочных композиторов.
Обращаясь к студентам, Василий Александрович несколько раз подчеркнул, что знания базовых основ иностранных языков не достаточно для серьезного и целенаправленного профессионального роста современного оперного певца. Иностранные тексты оперных партий или романсов необходимо знать точно, чувствовать каждое ключевое слово и только в этом случае можно говорить о создании полноценного художественного образа. Примером такого широкого и свободного знания языков было исполнение самого певца - было интересно узнать, что он свободно владеет английским, а итальянский (и вместе с ним вся группа романских языков) и немецкий являются «рабочими» языками.
  Общение с музыкантом было увлекательным для всех участников встречи: для певиц, и слушателей, для самого певца. Чем глубже и детальнее разбирались произведения, тем больше возникало вопросов для обсуждения. Дружелюбная и интеллигентная манера общения молодого певца, его увлеченность и искренность не оставили равнодушными студентов и преподавателей, а также гостей — учащихся и преподавателей музыкальных школ и колледжа. Многие из них выразили желание активно поучаствовать на мастер-классе В. А. Хорошева в следующий раз. Радостно было узнать, что Василий Андреевич  приглашен руководством нашего института на должность преподавателя-консультанта академического пения.
Директор института искусств Лариса Николаевна Высоцкая поблагодарила Василия Александровича за прекрасное выступление и увлекательный мастер-класс, который, как стало очевидно, вызвал живой интерес к барочному вокальному искусству, постижение и изучение которого позволит молодым певцам шире демонстрировать свои творческие возможности, ярче проявлять свою индивидуальность не только на материале музыкально-художественного наследия «старых» мастеров, но и в интерпретации произведений композиторов последующих столетий. 

Акбари Ю.Б., доцент кафедры музыкального искусства